Рискну вызвать гнев фанатов, но я сейчас скажу явно непопулярное. Мне не нравится ранний Синкай. Акцентирую слово "ранний". И не нравится мне в нем именно концовка.
Без сомнения, это шедевры. Картинка выше всех похвал, эмоции и персонажи настоящие, не картонные. Но можно быть уверенным, что сюжет будет содержать в себе какую-то неразрешимую проблему. Причем иногда эту проблему преодолеть было нельзя изначально. А иногда это те проблемы, которые могут возникать только в очень определенных ситуациях и обстоятельствах. И именно так построен сюжет, что “Титаник” не сворачивая идет к своему айсбергу.
Когда-то прочитал, что в Японии неразделенная любовь не имеет негативной окраски. Это важная эмоция, зритель готов и хочет ее видеть на экране. Своеобразная страна с необычными традициями. Автор конечно же работает в условиях воспитавшей его культуры. Но эта неизбывная тоска в его произведениях не дает мне насладиться ими в полной мере. Казалось бы, что мешает построить сюжет так, чтобы герои смогли отвернуть штурвал вовремя. Ничто не мешает сделать красивую концовку, но всегда что-то не дает сделать историю завершенной.
Я представляю себе создание фильма как написание картины. Автор кропотливо и искусно создает невероятное по красоте полотно, которое хочется рассматривать часами, обсуждать и читать мнение других. Но нет. Как только кажется, что работа закончена, краска смывается. И вот вы уже видите лишь следы того прекрасного произведения. Там, где было написано зеленое поле, колосок к колоску, травинка к травинке, там вы уже видите просто зеленый фон. Голубое небо с высокими облаками превратилось в блекло серое пятно, пруд с кувшинками стал просто кляксой.
Вот как-то так я вижу раннего Синкая.
Мне могут возразить про традиции и мейнстрим жанра. Но Миядзаки же мог делать и красиво, и так, что в конце хочется перемотать в начало и насладиться по новой. Тот же "Шепот сердца".
В конце хочу сказать, что более поздний Синкай уступил действительности. Япония достаточно много пережила за прошедшее десятилетие, зритель хочет радоваться. И вот тут Синкай для меня заиграл новыми красками. При этом нигде автор не сдал позиции. Есть все, и прекрасный видеоряд, и многослойные персонажи, и неординарный сюжет. Все так же сквозь все произведение идет линия, которая заставляет вас холодеть от предчувствия "синкаевской" развязки. Все сильные и положительные эмоции воспринимаются с опаской, вы постоянно боитесь раскрыться и впустить их, боитесь что эти красивые чувства будут разрушены, их хочется защитить, спрятать от мира. И только в конце автор дает короткий мазок кистью, который позволяет получить катарсис от произведения. Я сейчас говорю про "Дитя погоды" и "Твое имя" - пронзительные по силе истории, неоднозначные и местами спорные. Но все же способные вызвать в конце неподдельную бурю положительных эмоций.